Предельно-допустимые габариты перевозимого груза

План статьи:

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Действующая на данный момент версия была утверждена Постановлением Правительства РФ № 2200 от 21 декабря 2020 года, а ответственность за их нарушение – статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Что-то из отдельных нюансов, условия осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность транспортного средства), если речь идет о конкретных изделиях и ТМЦ, может быть предусмотрено договором перевозки груза.

К числу документов, регулирующих перевозки негабаритного груза, также относятся пункт 23 Правил дорожного движения “Перевозка грузов”, и Приказ Минтранса России от 31 августа 2020 № 343 “Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства”.

При каких условиях груз считается негабаритным?

При каких условиях груз считается негабаритным?

До каких максимальных размеров его можно перевозить?

Существуют следующие ограничения длины, ширины и высоты в случае перевозки груза:

  1. Транспортное средство (одиночное или прицеп) не должно в длину (с учетом и груза) превышать 12 метров.
  2. Длина автопоезда не должна превышать 20 метров.
  3. Ширина транспортного средства – не более 2,55 метров (2,60 для изотермического кузова)
  4. Груз не должен выступать за задний борт ТС более чем на 2 метра.
  5. Максимальная высота ТС – 4 метра.
  6. Загруженные предметы не должны мешать водителю (заслонять обзор, нарушать управляемость и т.д.) и другим участникам движения.
  7. Если груз выдается за габариты более чем на 1 м сзади или на 0,4 – сбоку (отсчитывается от габаритных огней), ТС должно иметь знак “Крупногабаритный груз”, а в темное время суток или при плохой видимости – предупреждающие огни.

Те же ограничения действуют для контейнеров и съемных кузовов. Если груз выступает за пределы допустимых габаритов транспортных средств – он считается крупногабаритным, и на него нужно специальное разрешение. Оно действует только в пределах одного и того же маршрута, от 1 до 10 поездок с однотипной загрузкой.

Степени «негабаритности»

Степени «негабаритности»

Негабаритные грузы можно перевозить и по железной дороге. В отличие от перевозок грузовавтомобильным транспортом, перечень степеней негабаритности ЖД грузов довольно велик. Погрузка осуществляется после замеров, по результатам которых принимается решение, в какие участки железнодорожного пути и сечения вагонов впишется негабарит, и ему присваивается состоящий из четырех цифр индекс негабаритности, указывающий на превышение линейных размеров в той или иной зоне.

Обратите внимание – разрешение выдается только для доставки неделимого груза! Если его можно штатно разобрать на части, помещающиеся на стандартные транспортные средства без нарушения габаритности, то везти следует именно в таком виде.

Кто выдает разрешение на перевозку крупногабаритного груза по РФ?

Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 5 июня 2019 г. № 167, этим занимаются следующие организации:

  • Если маршрут включает трассы государственного значения – Федеральное дорожное агентство;
  • При движении по дороге регионального значения – органы исполнительной власти региона или уполномоченные ими центры, комитеты, и т.д.;
  • Для путей местного значения – учреждения самоуправления муниципального района/городского/сельского поселения;
  • Для частных автодорог – их собственники.

Как правило, заявление подается в филиал Росавтодора соответствующего региона (исходя из начальной точки маршрута), который в дальнейшем согласовывает документ с балансодержателями всего дорожного пути. Подать его, кстати, можно через Госуслуги. Однако приготовьтесь к ожиданию – до 15 дней (или дольше в случае сложной перевозки или если у инспектора упрдора будут вопросы к оформлению заявки).

Затем заявление уходит на подпись в ГИБДД, после чего заявитель может получить его на руки или онлайн. Многие организации также помогают оформить его на платной основе.

Разработка специального проекта перевозки

Разработка специального проекта перевозки

Спецразработка требуется, когда размеры груза не позволяют перевезти его без дополнительных работ. Обычно они включают снятие или подъем ЛЭП, мостов, арок, укрепление дорожного полотна, погрузка и выгрузка объекта, движущегося на нескольких ТС сразу.

Спецпроект перевозки груза необходим во всех случаях, если длина ТС – больше 35 м, или ширина транспорта – более 5 м, или ширина встречной полосы – менее 3 м. Инспекторы дорожных служб имеют право затребовать проект при подаче заявки на согласование.

Планирование подобной транспортировки начинается за недели и месяцы до собственно подачи транспортного средства, и регулируется на основе отдельного договора перевозки груза. Как правило, это случаи перевозки объектов наподобие ректификационных колонн, реакторных кожухов, сверхтяжелой техники и т.д.

Хотя их формально и не относят к категории опасных грузов, но в таком рейсе от всех его участников требуются внимание и осторожность. Водитель должен учитывать состояние груза (тары, упаковки, маркировки), быть уверенным в надежности его крепления, а также внимательно относиться к заполнению многочисленных накладных и протоколов.

Практически всегда к перевозке по спецпроекту привлекаются не простые грузовики, а спецтехника – тяжелые низкорамные тралы, для перевозки самоходной техники оборудованные аппарелью, краны, манипуляторы.

Всегда ли нужно получать разрешение на перевозку тяжеловесного груза?

Необходимость определяют масса груза брутто и допустимые осевые нагрузки транспортного средства. Они не должны превышать величин, предусмотренных а) конструкцией ТС; б) расчетной нагрузкой на дорогу (с учетом расположения осей и их разнесения), иначе груз считается тяжеловесным.

Точные их значения изложены в Приложении № 3 к Правилам перевозок грузовавтомобильным транспортом. Форма расчета довольно сложна, поэтому интересующимся предлагаем найти ее самостоятельно:

  1. Осевые нагрузки выше допустимых менее чем на 2% – спецразрешение не требуется.
  2. Осевые нагрузки выше допустимых больше, чем на 2%, но меньше чем на 10% – разрешение выдается в упрощенном порядке.
  3. Более чем на 10% – в общем порядке.

Варианты сопровождения тяжеловесного груза

Варианты сопровождения тяжеловесного груза

Состав, порядок движения устанавливают Приказ Минтранса России от 31.08.2020 № 343 и параметры транспортного средства/груза. Для него выделяется минимум два (в некоторых случаях – три и более) автомобиля прикрытия.

Эти машины должны быть оборудованы светоотражающими полосами, желтыми или оранжевыми проблесковыми маячками и большими информационными табло на крыше, иметь контрольные устройства. При рассмотрении заявки на негабарит МВД имеет право назначить в сопровождение автомашины ГИБДД.

Обозначение ТС на дороге

Маячки, знаки указываются тем же приказом Министерства транспорта. Автотранспорт, везущий крупногабарит или крупнотоннаж, обозначается такими видами маркировочных устройств и знаков, как:

  • “Крупногабаритный груз”;
  • “Автопоезд”
  • “Длинномерное транспортное средство”
  • “Ограничение скорости”

Дополнительные меры безопасности

ТС с крупногабаритными или тяжеловесными грузовыми местами (и их эскорт) не имеют права:

  • двигаться в составе автоколонны;
  • нарушать согласованный маршрут или скоростной режим;
  • ехать в плохую погоду, мешающую видимости.
  • выезжать за пределы дороги, останавливаться вне стоянок.
  • допускать отклонения от согласованного проекта.

Ответственность и штрафы

Ответственность и штрафы

Взыскания, установленные КоАП РФ за нарушение этих указаний, довольно велики, особенно для предприятий и юридических лиц – до полумиллиона рублей. Поэтому соблюдение норм и правил перевозок грузов (особенно таких нормативов, как предельно допустимые габариты и разрешенная высота перевозимого Вами груза) очень важно.

К тому же перевозка негабарита без учета габаритных размеров транспортного средства, а в зависимости от них – допустимых габаритов груза, может привести к:

  • невозможности выгрузки, возврату или переадресовке груза;
  • порче груза;
  • повреждению транспортного средства, осуществляющего перевозку негабаритных грузов, или принадлежащих другим участникам движения;
  • порче дорожного полотна и ходовой автомобиля, если суммарная масса превышает разрешенные нагрузки на ось транспортного средства.