Морские перевозки занимают наибольшее время из всех видов транспорта, за счет тихоходности кораблей и нередких тяжелых погодных условий: штормов, оледенения в северных широтах.
Тем не менее, он может оставаться единственным при доставке грузов в отдаленные районы, куда добраться и доставить их можно только «морем».
Особенности доставки грузов по рекам и морям
Перемещение товаров и различных материалов по воде имеет свои преимущества и недостатки. Среди неоспоримых плюсов можно отметить:
- большую грузоподъемность;
- относительно невысокую стоимость доставки.
Среди недостатков отмечается:
- сезонность этого вида транспорта – в зимнее время морские суда могут заходить только в незамерзающие порты (кроме ледоколов);
- «речники» всю холодную зиму «стоят»;
- морской – самый медленный вид транспорта.
Несмотря на это, морские перевозки остаются выгодными и широко используются для транспортировки грузов. Для них построены специальные суда, называемые сухогрузами.
Что такое сухогруз?
Сухогрузами называют суда гражданского флота, которые считаются самым многочисленным типом и используются для транспортировки различных материалов, грузов, товаров. Они составляют около 60% кораблей торгового флота.
Впервые появились в 70-х годах XIX века и сразу приобрели большую популярность, так как открыли пути обмена товарами в больших объемах, минуя сложные ландшафты: пустыни, болота, густые леса. Оказались удобными для заходов в порты, расположенные по берегам океанов, морей, рек.
Виды сухогрузов
Этот тип морского и речного транспорта собран в большую «семью». И интересно, что каждый из них перевозит.
- Балкер предназначен для доставки сыпучих грузов: зерна, руды, песка, цемента, угля. Получил второе название – «наволочник», значение которого имеет в виду перевоз «навалом».
Название контейнеровоза говорит само за себя. Главным требованием является установка одного типа контейнеров. В нем могут перевозить товары в разной упаковке: мешках, коробках, бочках, на палетах. Перечень товаров и предметов широк: продукты питания, оборудование.
Такой сухогруз может доставлять замороженные продукты в контейнерах-рефрижераторах.
- Построены и самостоятельные суда-рефрижераторы. В трюмах оборудованы холодильными установками, в которых поддерживается температура от +5 до -25 градусов, в зависимости от условий хранения перевозимых рыбных, мясных продуктов или фруктов.
- Лихтеровоз – необычное судно. Сухогруз такого типа что перевозит? Это установить довольно сложно.
Наиболее мощные суда могут принять на борт в один рейс более 70 плавучих контейнеров-лихтеров, каждый весом до 300 тонн! Лихтеры имеют герметичный корпус и могут двигаться как баржи, поэтому выгружаются прямо в воду. После этого буксиром их доставляют в порт.
- Лесовоз транспортирует лес-кругляк, доски и другие пиломатериалы. Он имеет особую конструкцию, предполагающую доставку около 30% груза на верхней палубе, специально для этого приспособленной.
- Ролкер перевозит грузовой колесный транспорт, легковые автомобили, железнодорожные вагоны. Для доставки автомобилей могут использоваться другие сухогрузы-трейлеры, оборудованные несколькими палубами и большим трюмом, куда транспорт заезжает своим ходом или с помощью тягача.
Долгое время сухогрузы были судами, которые специализировались на перевозке однотипных грузов. Сегодня на морских просторах появились суда универсального назначения.
Они могут транспортировать так называемый генеральный груз, упакованный в специальную тару и занимающий основную часть палубы или трюма.
Вместе с ним могут перевозить сопутствующие тяжеловесные или негабаритные грузы. Дополнительно могу оснащаться рефрижераторами и диптанком для перевозки жидкостей.
Они могут быть однопалубными, относящимися к малому флоту, и двух- или трехпалубными, принимающими на борт большие объемы разнообразных товаров.
Все сухогрузы снабжены необходимым оборудованием для проведения погрузки-выгрузки. К нему относятся краны, стрелы, тягачи. Они могут быть грузоподъемностью от 10 т – на самых маленьких сухогрузах. На больших судах они могут поднимать и перемещать грузы от 30 до 200 тонн.